Уголовная ответственность за незаконное образование юридического лица
За образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о подставных лицах уголовным законом предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 173.1 УК РФ.
Под подставными лицами понимаются лица, которые являются:
- учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ;
- органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.
За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде:
- штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года;
- принудительных работ на срок до 3 лет;
- лишения свободы на срок до 3 лет.
За совершение данного деяния лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 173.1 УК РФ) предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы до 5 лет.
Помощник прокурора района Фоменко Иван
Уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ —государственная измена
Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, переход на сторону противника либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации,
Под переходом на сторону противника в настоящей статье понимается участие лица в составе непосредственно противостоящих Российской Федерации сил (войск) иностранного государства, международной либо иностранной организации в вооруженном конфликте, военных Действиях или иных Действиях с применением вооружения и военной техники.
Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Данное преступление законодателем отнесено к категории особо тяжких преступлений, направленных против основ конституционного строя и безопасности государства.
Наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Помощник прокурора района Ташу Арамбий
Вопросы уголовной ответственности в сфере миграции
В соответствии с Указом Президента РФ от 31.10.2018 № 622 утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы.
Одной из задач миграционной политики Российской Федерации является дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Федеральным законодательством за противоправные действия в сфере незаконной миграции предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Основным составом преступления в сфере миграционных отношений является незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (статья 322 УК РФ).
В частности, нормой установлена ответственность за пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда или выезда из Российской Федерации, либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Также пересечение Государственной границы Российской Федерации запрещено иностранным гражданам или лицам без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, состав преступления образуют указанные действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения.
С учетом положений статьи 20 УК РФ ответственность за совершение рассматриваемого преступления наступает с 16-летнего возраста. Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Статьей 322.1 УК РФ установлена ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
В статьях 322.2 и ст. 322.3 УК РФ установлена ответственность применительно к миграционным отношениям за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации.
В качестве наказания за данные преступления предусмотрено как наложение штрафа, так и принудительные работы, лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Помощник прокурора района Фоменко Иван
Изменения в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
Федеральным законом от 29.052024 № 109-03 «О внесении изменений в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» установлены новые сроки вступления в силу постановлений судов в части освобождения осужденных от отбывания наказания в связи с болезнью в соответствии с частью второй статьи 81 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с новыми требованиями постановления судов подлежат немедленному исполнению, то есть в день вынесения соответствующего решения судом.
До введения вышеуказанных требований, решения судов вступали в силу по общему правилу — по истечении 15 суток со дня вынесения решения. Данные изменения повышают уровень государственных гарантий охраны жизни и здоровья лиц, отбывающих назначенное судом наказание.
Поправки в уголовно-процессуальное законодательство вступили в силу 09.06.2024.
Заместитель прокурора района Оконов Дорджи
С 1 июля 2024 года предусмотрели уголовную ответственность за нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, которые добавляют статью 217.3, которая предусматривает ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Так, исходя из ч. 1 ст. 217.3 УК РФ за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), совершенное лицом после его неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба за исключением случаев, предусмотренных статьями 217.1 и 263.1 УК РФ, максимальное наказание предусмотрено в виде лишения свободы до трех лет.
За совершение указанного преступного деяния, которое повлекло по неосторожности смерть человека максимальное наказание предусмотрено законом в виде лишения свободы до пяти лет (ч. 2 ст. 217.3 УК РФ).
В случае если это нарушение повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, максимальное наказание предусмотрено законом в виде лишения свободы до семи лет (ч. 3 ст. 217.3 УК РФ).
Согласно примечанию статьи 217.3 под неоднократным привлечением лица к административной ответственности за аналогичное деяние понимается привлечение лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 или 2 статьи 20.35 КоАП РФ, два и более раза в течение ста восьмидесяти дней.
Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Помощник прокурора района Васильева Мария
Какая уголовная ответственность установлена за незаконную охоту (браконьерство)?
За незаконную охоту (браконьерство) установлена уголовная ответственность, предусмотренная ст. ст. 258, 258.1 УК РФ.
Понятие "браконьерство" в УК РФ отсутствует.
Однако из общеизвестного смысла и содержания указанного термина следует, что под браконьерством подразумевается любое нарушение правил охоты на животных, птиц и морских и речных обитателей, влекущее ущерб окружающей среде.
Иными словами, браконьерство - это незаконная добыча биологических ресурсов.
Под незаконной добычей (отловом, выловом) диких животных и водных биологических ресурсов понимаются действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства, например незаконная охота, а попросту говоря - браконьерство.
Правоотношения в области охоты регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте).
Грубыми нарушениями правил охоты (браконьерством) считаются: охота без охотничьего билета (членского охотничьего билета) или с недействительным билетом; охота на запрещенные к добыче виды охотничьих животных, охота вне сроков охоты на данный вид животного; охота в запрещенных местах (заповедниках, республиканских заказниках); охота на диких копытных животных или бурого медведя без действительной лицензии; охота без договора (наряд-задания) на лицензионные виды пушных зверей; охота с применением запрещенных орудий или способов охоты.
Соответственно, любое отклонение от правил охоты, установленных Законом об охоте, является браконьерством.
Таким образом, понятия "браконьерство" и "незаконная охота" являются тождественными.
В Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.07.2014 № 1216-р, указывается, что ущерб от незаконной добычи охотничьих животных превышает объем легальной добычи охотничьих животных; браконьерство относится к одному из основных факторов, сдерживающих рост численности охотничьих животных.
Привлечение к уголовной ответственности за незаконную охоту по
ст. 258 УК РФ может последовать, если это деяние совершено:
- с причинением крупного ущерба;
- с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;
- в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
- на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Эти деяния наказываются штрафом, исправительными работами или лишением свободы (ч. 1 ст. 258 УК РФ).
То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб, наказывается штрафом или лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 258 УК РФ).
Незаконная охота в отношении птиц и зверей, включенных в Перечень особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, квалифицируется по ст. 258.1 УК РФ. Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.10.2013 № 978.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21) при рассмотрении уголовных дел о незаконной охоте (ст. 258 УК РФ) судам следует учитывать, что согласно п. 5 ст. 1 Закона об охоте под охотой понимается поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добыча, первичная переработка и транспортировка.
Согласно ч. 2 ст. 29 Закона об охоте любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено Законом об охоте.
Незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др. (абз. 2 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21).
Иными формами незаконной охоты можно считать любые действия, совершенные в нарушение правил, предусмотренных Законом об охоте, причинившие ущерб.
Вопрос о наличии в действиях лица признаков совершения незаконной охоты с причинением крупного или особо крупного ущерба должен решаться в соответствии с примечанием к ст. 258 УК РФ. Размер ущерба исчисляется по Таксам и Методике, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.2019 № 750.
При квалификации действий лица по ст. 258 УК РФ не учитывается иной вред, причиненный охотничьим ресурсам непосредственно данным преступлением (например, возникший вследствие нарушения или уничтожения среды обитания, повлекших сокращение численности, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей). В случае предъявления в рамках уголовного дела и разрешения судом гражданского иска о возмещении в том числе такого вреда его размер определяется в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948 (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21).
Заместитель прокурора района Оконов Дорджи
Возможно ли применение отсрочки отбывания наказания к дополнительным наказаниям
Закон не содержит ограничений в отношении применения отсрочки отбывания наказания к основным и дополнительным наказаниям.
В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2023 № 47 «О практике применения судами законодательства об отсрочке отбывания наказания» разъяснено, что исходя из положений ст. 82 УК РФ судом может быть отсрочено отбывание как основного наказания, так и наряду с ним дополнительного наказания.
При решении вопроса о возможности отсрочки отбывания дополнительного наказания судам надлежит учитывать материальное положение осужденного, возможности получения им заработной платы или иного дохода, специфику профессиональной деятельности и другие обстоятельства.
Согласно ч. 2 ст. 398 УПК РФ уплата штрафа может быть отсрочена или рассрочена на срок до 5 лет, если немедленная уплата его является для осужденного невозможной.
Исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 398 УПК РФ, отсрочка (рассрочка) штрафа как дополнительного наказания может быть применена по ходатайству лиц, участвующих в деле.
Ст.помощник прокурора района Вакалова Евгения
Установлена ли ответственность за использование электрошокового устройства в целях самообороны
Одним из видов гражданского оружия, предназначенного для самообороны, являются электрошоковые устройства отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие установленным обязательным требованиям. В частности, электрошокеры не должны вызывать изменения частоты сердечных сокращений на протяжении более чем 10 минут с момента их воздействия (абз. 5 п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ; Приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 № 584н).
Обратите внимание! На территории РФ запрещен оборот (в частности, приобретение, хранение, ношение и использование) электрошоковых устройств, произведенных за границей, а также имеющих выходные параметры, превышающие величины, установленные законодательством РФ (абз. 12 ч. 1 ст. 1, абз. 10 п. 1 ст. 6 Закона № 150-ФЗ).
Совершеннолетние граждане РФ вправе приобретать электрошокеры без получения лицензии и применять их для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
Однако перед применением электрошокера необходимо предупредить лицо, против которого он применяется, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение электрошокера в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам (ч. 4 ст. 13, ч. 1 ст. 24 Закона № 150-ФЗ; пп. "г" п. 62 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814).
Состояние необходимой обороны - защита личности и прав обороняющегося или других лиц от общественно опасного посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия (ч. 1 ст. 37 УК РФ).
Применение электрошокера в состоянии необходимой обороны не является преступлением. При этом, если посягательство не сопряжено с опасным для жизни насилием либо с угрозой применения такого насилия, применение электрошокера будет правомерным, если не было допущено превышения пределов необходимой обороны - умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства (ч. 1, 2 ст. 37 УК РФ).
Применение электрошокера в состоянии крайней необходимости также не является преступлением, если опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, в частности причинения вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности, когда был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ст. 39 УК РФ).
Помощник прокурора района Васильева Мария
Какой размер ущерба, причиненного юридическому лицу, считается значительным
На что влияет значительность ущерба, причиненного юридическим лицам
|
От того, признают ущерб, причиненный юрлицу, значительным или нет, зависит квалификация административных правонарушений и преступлений. В частности:
- умышленное уничтожение или повреждение имущества юрлица признают преступлением, если ущерб значительный (ст. 167 УК РФ), либо административным правонарушением, если ущерб незначительный (ст. 7.17 КоАП РФ). Однако, что следует считать значительным ущербом для юрлица, в этих случаях закон не устанавливает. Это определяется с учетом конкретных обстоятельств дела (п. 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 323-О);
- преднамеренное неисполнение договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности (когда сторонами договора являются ИП и (или) коммерческие организации) признают мошенничеством согласно ч. 5 ст. 159 УК РФ, если ущерб значительный (п. 2 примечания к ст. 159 УК РФ). Что в этих случаях считать значительным ущербом, определяет закон.
При каких условиях ущерб юридического лица признают значительным
|
При отграничении административного правонарушения (ст. 7.17 КоАП РФ) от преступления (ст. 167 УК РФ) конкретный размер, при котором ущерб юридического лица можно считать значительным, законом не определен. При оценке значительности ущерба принимаются во внимание, в частности, следующие обстоятельства (п. 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 323-О, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 № 14):
- стоимость поврежденного или уничтоженного имущества;
- хозяйственная и иная ценность такого имущества;
- затраты на восстановление поврежденного имущества;
- последствия выведения имущества из использования (эксплуатации);
- экономическое положение собственника (иного законного владельца) имущества.
Достаточно наличия хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, чтобы ущерб признали значительным, например, если стоимость уничтоженного (поврежденного) имущества значительная (Постановление АС Арбитражного суда Поволжского округа от 15.07.2015 № Ф06-25685/2015).
Как мы уже говорили, для данной ситуации конкретный размер значительного ущерба юрлицу не установлен, но имеется ряд судебных актов, где в качестве значительного ущерба рассматривается сумма 250 000 руб. (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2021 № 01АП-7647/2020, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 № 11АП-11411/2015).
При квалификации мошенничества по ч. 5 ст. 159 УК РФ ущерб признают значительным, если он составил от 250 тыс. руб. до 4,5 млн руб. включительно. Те же деяния при крупном (свыше 4,5 млн руб.) и особо крупном (свыше 18 млн руб.) размере будут квалифицироваться по ч. 6 и 7 ст. 159 УК РФ соответственно (п. 1 примечания к ст. 159 УК РФ).
Ст.помощник прокурора района Вакалова Евгения
|